Объект изучения генеалогии – исторические источники, содержащие информацию о родственных и свойственных, кровных и формальных связях людей. Предмет дисциплины – эти родственные и свойственные связи. Благодаря генеалогии происходит родовая и в значительной мере – социальная самоидентификация человека. Генеалогия – одна из наук, которой присущ отчётливо выраженный историко-антропологический характер, поскольку генеалогия занимается изучением человека, его места в обществе, родственными связями, историей родов и социальных групп. Генеалогия тесно связана с физической и структурной антропологией, исторической психологией, демографией, этнографией, генетикой и другими областями знания.

Задачи генеалогии как научной дисциплины определяются предметом её изучения. В практическом плане основной задачей генеалогии является построение родословной какого-либо рода или лица на основании анализа генеалогических сведений, почерпнутых из разнообразных исторических источников. Теоретическими задачами генеалогии являются: определение места и значения данного рода в историческом процессе, выявление культурной среды определённого социального слоя в той или иной исторический период, анализ генеалогических сведений для решения антропологических, этнографических, демографических и иных научных проблем, выявление определённых генетических закономерностей (последние задачи носят более специальный характер и относятся скорее к кругу задач дисциплин естественнонаучного плана). Цели генеалогии как учебной дисциплины состоят также в том, чтобы дать представление о развитии генеалогии как исторической науки, знания о системах генеалогии разных стран и народов, выявить место, роль и значение генеалогии в историко-антропологических и культурологических исследованиях, выработать навыки извлечения генеалогической информации из исторических источников и составления родословных.

Настоящая программа состоит из трех разделов – "Генеалогия как историческая дисциплина", "Основы генеалогии европейских и восточных обществ", "Основы генеалогии и социального этикета российского общества".

К числу вспомогательных исторических дисциплин, изучаемых студентами 1 курса исторического отделения, относятся генеалогия, палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями учебного плана и рабочей программы  дисциплины. Цель изучения   дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам представление о развитии генеалогии как исторической науки, выработать навыки извлечения генеалогической информации из исторических источников и составления родословных. Уделяется место вопросам методики изучения дисциплины – сбору генеалогических сведений, а также текстовым и графическим системам оформления родословной. В списке литературы представлен широкий круг научных трудов ученых по истории, теории и практике генеалогии. Целями освоения дисциплины  является ознакомление студентов с основами генеалогии, основными принципами и терминами, историей развития родословных исследований в России, основными источниками, используемыми для генеалогических исследований и способами применения результатов, полученных в ходе генеалогических изысканий, для общеисторических исследований. Дисциплина  обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, содействует формированию глубоких знаний в указанной сфере и начальных практических навыков генеалогических исследований.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать основные термины генеалогии, основную литературу по генеалогии, иметь представление об основных источниках по генеалогии и о тех учреждениях, в архивных фондах которых отложились данные источники; уметь пользоваться справочниками и опубликованными и архивными источниками по генеалогии, применять полученную в ходе генеалогических изысканий информацию для исторических исследований; владеть навыками правильного оформления результатов генеалогических поисков.